Преодоление

Программа фонда «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Реабилитация представляет собой широкую и емкую категорию, включающую адаптацию и приспособление инвалидов, к себе, обществу и окружающей среде. Болезнь, как и ее последствия, меняют в корне, как самооценку, так и в целом мировоззрение, при этом результативность реабилитации, в большей мере зависят от активности самого человека. Многие семьи в одиночку не готовы к воспитанию полноценной личности, включая адаптацию ребенка-инвалида к реальным условиям жизни.

Тем острее стоит этот вопрос, если у ребенка диагноз, следствием которого, его возможности сильно ограниченны. В этом случае в первую очередь нужно говорить о самой парадигме реабилитации как таковой, как емкой, сложной и долгосрочной программе выздоровления.

Существует ли такая программа реабилитации, которая позволит по достижению совершеннолетия ребенка стать здоровым и полноценным членом общества? Ответ – ДА. 

Это не теоретические умозрения, эта программа результат анализа успешных молодых людей и их родителей, которые волевым и ясным намерениям шли к поставленной цели и достигли ее. И первый шаг к достижению этой цели – избавится от синдрома заученной беспомощности. Каждый из нас, осознано или бессознательно создает свою реальность. Вместо того, что бы стать творцом своей жизни, подавляющее большинство становитесь ее жертвой. Кем вы хотите быть творцом или жертвой – решать вам. С кем или с чем вы себя отождествляете? Где вы себя видите, в ближайшей и отдаленной перспективе?

В райском саду прекрасных и возвышенных устремлений, или в темном лесу невежества и заблуждений, кем то вам навязанные. Всегда есть выбор, непозволительно, что бы его сделали за вас. Да, этот мир не совершенен, не справедлив и жесток, но вместе с тем обладает безграничными возможностями. Каков будет ваш ребенок, и его объективная реальность во взрослой жизни? Интеллектуальная, разносторонняя и просветленная личность, личность стремящаяся к совершенству, с пытливым умом алчущий познаний, не ограниченная искусственными рамками восприятия, созерцая цельную картину мира – как создатель. Или же ограниченный инфантильный потребитель, в бессмысленной и бесконечной погоне за удовольствиями, ослепленный жаждой власти и наживы нигилист – во многом зависит от вас. Для сознания нет ограничений, кроме тех, которые установил себе сам человек.

Перед силой сознания отступают даже раковые клетки. Наше сознание не что иное, как энергия, способная управлять всеми биологическими процессами в нашем организме.

Программа фонда «ПРЕОДОЛЕНИЕ» это эффективная методика реабилитации, как базис развития полноценного индивида. Лучший способ достичь желаемое будущее это создать его. 

 

О ПРОЕКТЕ

Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан.

Тематики грантового направления:

  • Социальная поддержка и защита людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе реабилитация, социальная и трудовая интеграция лиц без определенного места жительства;
  • Социальная поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их реабилитация с использованием современных технологий, обеспечение доступа к услугам организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, туристическим услугам;
  • Повышение качества жизни людей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создание условий для повышения доступности для таких людей объектов и услуг;
  • Социализация людей старшего поколения, людей с ограниченными возможностями здоровья, представителей социально уязвимых групп населения через различные формы социальной активности;
  • Содействие развитию профессиональных компетенций и поддержанию уровня вовлеченности работников и добровольцев организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере.

 

Название проекта: Преодоление

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект созвучен в создание необходимых условий для эффективной реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296. Программа проекта предполагает цикл мероприятий (семинаров) направленных на развитие экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения. Создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА

В качестве объектов социальной реабилитации выступают:

  • Люди с инвалидностью, различных возрастов и видов инвалидности, люди с ограниченными возможностями здоровья, родительские сообщества, люди и семьи находящиеся в кризисных и трудных жизненных ситуациях, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Нуждающиеся в помощи категории: одинокие матери, многодетные семьи, пенсионеры, выпускники учреждений интернатного типа, одинокие и пожилые люди, безнадзорные лица, асоциальные семьи;
  • Отдельные индивиды либо группы, которые нуждаются в восстановлении потерянных, либо отсутствующих навыков взаимодействия в социуме.
  • Отдельные индивиды либо группы, которые нуждаются в восстановлении потерянных, либо отсутствующих навыков взаимодействия в социуме.

Отталкиваясь от запроса целевой группы – люди с ОВЗ, командой проекта в сотрудничестве с отраслевыми экспертами разработана обширная обучающая программа семинаров, охватывающая широкий спектр тем, имеющих важное социальное значение. Среди них:

  • Стимулирование интеграции в социум и дополнительной психологической мотивации;
  • Формирование благоприятной информационной среды в сфере социальной и трудовой интеграции инвалидов в общество как средства изменения сложившихся стереотипов и привлечения внимания к данной теме; – Социальная адаптация как способность человека к самостоятельному осуществлению взаимодействия с окружающим социумом, совместно с обеспечением собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своей семьи, а также качество его соответствия с установленными и общепринятыми нравственными и моральными нормами.

ТЕРРИТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Центральная часть России. Города в которых планируется проведение мероприятий: Москва 10 семинаров, во всех остальных по одному семинару, Владимир; Иваново; Рязань; Нижний Новгород; Ярославль; Кострома; Тверь; Вологда; Тамбов; Воронеж; Липецк; Пенза; Курск; Орел; Брянск; Калуга; Смоленск; Белгород.

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ

Проблема целевой группы в создании надлежащих условий для обеспечения реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан". Недостаточное обеспечение потребностей граждан в социальной реабилитации, функционирования института семьи, как ячейки общества, так и отдельного индивида. Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов. Создание условий для повышения материального и социального положения граждан независимо от возраста и дееспособности. Средой социальной реабилитации является социальная обстановка проживания и функционирования личности, которое выражается в его трудовой деятельности, отдыхе, учебе, занятиям творчеством и доступностью информации которая напрямую влияет на уровень жизни. Гарантированность не только выживания, но и высокий уровень качества жизни.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПОЗВОЛИТ

Реализация проекта совместно с отношениями и ролями в социальном функционировании, умениями и способностями эффективного взаимодействия с окружающим социумом, позволит активировать восстановительные процессы определенных утраченных возможностей людей с ограниченными возможностями. Создать возможности для индивида восстанавливать и развивать свои навыки и способности для самостоятельного функционирования в социуме. Создать благоприятные условия для жизнедеятельности индивида и семьи. Реализовать интеграцию направленную на развитие партнёрства заинтересованных, социально ориентированных НКО, государственных и частных организаций в сфере социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов в общество.

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, отнесены:

  • повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
  • модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги важнейшая общественная задача. В целях расширения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на социальные программы, Правительством Р.Ф. реализуются мероприятия, направленные на поддержку деятельности СО НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства. В целях создания условий для повышения эффективности деятельности СО НКО крайне важна их поддержка на всех уровнях власти. В рамках решения задачи по созданию условий для повышения материального и социального положения граждан, необходимо реализовать мероприятия, охватывающие все стороны жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организация культурного досуга и отдыха.

Согласно этимологическому значению, реабилитация имеет значение (от позднелатинского – восстановление). Данное понятие широко применялся в психологии, медицине, и социальной работе. Также существуют термины, как «комплексная реабилитация» и «социальная реабилитация», которые как правило используются при работе с инвалидами. Смысловое содержание данных категорий претерпевает развитие, вследствие чего его можно трактовать в различных значениях и использовать в контексте восстановительных процессов по отношению к иным слоям населения: детям, оставшимся без попечения родителей, сиротам, пожилым людям, осужденным, и прочим. Социальную реабилитацию нужно рассматривать в контексте более широкой интерпретации как совокупность методов, средств и мероприятий, способствующих восстановлению личностью утерянных, либо не развитых функций в ходе процесса социализации, которые относятся преимущественно к отношениям и ролям социального функционирования. Социальная реабилитация – это целенаправленный процесс реализации действий по восстановлению утерянных, либо не приобретенных ранее способностей в реализации различных социальных функций, ролей и отношений. Одна из базовых технологий всей социальной работы – технология социальной адаптации.

Сущность которой заключается в помощи человеку научиться противостоять отрицательному воздействию окружающего мира. Понятие "адаптация" изучается в различных науках: психологии, социологии, медицине и т.д. И в каждой из этих наук под адаптацией рассматривается активизация адаптивного потенциала личности, связанного с воздействием неблагоприятных воздействий внешних факторов среды. Применительно к разработанному нами проекту Преодоление, понятие социальной адаптации включает в себя аспекты психосоциального значения, которые связаны не только с самоактивизацией личности, но и с выработкой комплекса мероприятий социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера, процесс приспособления человека к социальным условиям существования. В условиях современных реалий социальная адаптация носит переодический характер, она, как правило, связывается с периодами, подразумевающими кардинальные изменения, как в деятельности индивида, так и в его социальном окружении. Для эффективной социальной адаптации в любом из ее видов, должна базироваться на долгосрочной основе и включать в себя определенный социально-психологический аспект. Социальную адаптацию нужно рассматривать как организованный процесс. Данный процесс включает овладение нормативными моделями поведения, навыками и социальными коммуникациями. Чем выше адаптивность личности, чем больше она будет противодействовать негативным влияниям среды. Основным субъектом социальной адаптации является индивид. В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе процесса социализации навыков и умений к выстраиванию социальных отношений и функций, которые необходимо осваивать, создавать либо восстанавливать, принято относить следующие: трудовые, семейные, дружеские, образовательные, укрепляющие здоровье, повышающие культурный уровень и бытовую жизнедеятельность.

Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка для включения их в системную и непрерывную помощь своему ребенку, важнейшая задача, на решение которой направлен проект Преодоление. По замыслу авторов проекта, семинары будут проходить с участием родителей, цель которых научить их самостоятельно проводить развивающие занятия с детьми. Проект направлен на помощь выгодоприобретателей найти собственный внутренний ресурс к улучшению своего состояния, а именно получение необходимых навыков самоконтроля, укрепление своего здоровья, снижение тревожности. Групповые встречи с психологами для молодых людей с ограниченными возможностями и другими ментальными нарушениями в целях улучшения психо-эмоционального состояния как самих детей так и их родителей. При реализации проекта особое внимание будет уделено развитию социально-коммуникативных навыков и базовой профориентации. В процессе занятий на семинарах развиваются навыки ориентации в социальном окружении, самообслуживании, социального взаимодействия и коммуникативные способности, оттачиваются умения детей и молодых людей с ограниченными возможностями и другими ментальными нарушениями адаптироваться в социальной среде. Семинары построены с учетом психофизических особенностей и интересов детей, подростков и их родителей и включают творческие интеллектуальные, познавательные и другие элементы. В ходе реализации проекта родители детей с О.В. примут участие в тренингах по вопросам инклюзии. Инклюзия (от лат. inclusion – включение) процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Общение между детьми будет способствовать снятию отношенческих барьеров и сложностей во взаимоотношениях сверстников с инвалидностью и без. На мероприятиях будут проводиться консультации по вопросам включения детей в творческую среду, спорт, а также по их социализации и по их ведению самостоятельной и независимой жизни. Будут организованы лидерские тренинги, и другие мероприятия, способствующие приобретению знаний и навыков, необходимых для социального и профессионального самоопределения, трудоустройству и самостоятельной жизни. Проект направлен на помощь многодетным матерям, которые воспитывают одного и более детей с лишним весом или ожирением, через просвещение и мотивацию к здоровому образу жизни, консультирование по вопросам питания и управления пищевым поведением, социальную и психологическую поддержку, профилактику эмоционального выгорания родителей.

Оказание реальной помощи социально незащищенным семьям, детям, и людям с ограниченными возможностями, а именно:

  • Вовлечение инвалидов в социум, направленное на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обрести высокое качество жизни;
  • Освоение и внедрение в практику новых современных методов и средств реабилитации инвалидов, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта в области медико-социальной реабилитации инвалидов;
  • Оказание консультативной и организационно-методической помощи;
  • Организация просветительских программ и мероприятий направленные на личностный рост;
  • Взаимодействие с другими учреждениями, принимающими участие в медико-социальной реабилитации инвалидов;

Авторы проекта стремятся избежать ошибок благотворительного движения прошлого столетия, когда приверженцы крупнейших благотворительных фондов провозгласили благополучие одним из прав, которыми люди должны пользоваться всегда. Эта политика привела к тому, что несколько поколений людей привыкли к зависимости и не желают быть социально независимыми. Однако филантропия – это нечто большее, чем просто подсчет суммы пожертвованных денег. Его смысл заключается не в распределении самих потребительских благ, а в предоставлении людям средств, с помощью которых они смогут приобрести эти блага самостоятельно. Согласно древнекитайскому философу Лао-Цзы " дайте человеку рыбу, и вы накормите его на день; покажите ему, как ловить рыбу, и вы накормите его на всю жизнь.

Согласно нашему проекту, жизнь должна быть изменена к лучшему самими людьми, а не филантропическими активистами, поскольку филантропы только инициируют такие улучшения. Такое понимание миссии предопределяет проведение Фондом социально значимой и целенаправленной деятельности, основанной на принципах сознательного стремления к непрерывному личностному росту, в течении всей жизни, независимо от своей дееспособности, социального статуса и мировоззрения. Полноценный процесс восстановления – это комплекс задач, цель которых не только физическое развитие ребенка, но духовное и умственно гуманистическое познание мироздания. Трудные обстоятельства и ограниченные возможности не должны препятствовать получению жизненных навыков, адаптации, получению психологической, социальной и медицинской поддержки. Уязвимым группам населения необходима помощь в улучшении качества жизни, расширении возможностей, социализации и трудоустройстве. Качество жизни охватывает физическое, эмоциональное и социальное здоровье человека, основанное на его восприятии своего места в обществе. Из здоровья, общения и возможности взаимодействия с другими людьми в доступной для каждого среде, спорта и физической культуры, трудовой активности и разнообразного досуга складывается основа для гармоничного развития личности и общества. У каждого индивида своя уникальная картина мира. Каждый из нас осознано или бессознательно создает свою реальность.

Недостаток достоверной информации всегда порождает страхи и комплексы. Пока человек действует по шаблону прошлого, мир безграничных возможностей будущего для него закрыт. Качественная доступная среда начинается с информированности и открытости общества к взаимодействию. Так же происходит снижение зависимости малообеспеченной семьи от социальных служб, законодательных нововведений. Социальная адаптация, как технология, за последние годы зарекомендовала себя в качестве довольно успешной технологии и эффективной модели противодействия социальному неблагополучию многих семей, не только в России но и за рубежом.

Данная технология ставит целью не только снизить уровень бедности в стране, но и сформировать новую форму взаимоотношений социального государства и гражданина, согласно которой зависимость гражданина станет минимальной, что человек выйдет к новым граням своего жизнеустройства. Так же необходимо заострить внимание на коммуникативном, самореализационном, психолого-педагогическом и когнитивном факторах успеха социальной адаптации. При его использовании повышается не только уровень коммуникативной адаптированности семьи, но расширяется включенность членов семьи в социальные процессы.

В структуре личности индивида выделяют три элемента:

  • физическое "Я" – телесная оболочка индивида и его материальные вещи;
  • социальное "Я" – социальные роли и нормы человека в обществе;
  • духовное "Я" – духовные способности и свойства человека, состояние его сознания.

Нельзя разделить различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, т.к. только в их единстве заключается устойчивость и целостность отдельной личности. Согласование общественных и субъективных элементов социального благополучия формирует благоприятные условия для развития общества и его членов, а рассогласование ведет к социальной нестабильности. Социальная реабилитация как вид профессиональной деятельности изначально был направлен на обеспечение выживания людей, которые оказались неприспособленными к реальности нового вида социального и экономического обеспечения. По мере развития и адаптации большей части населения к новым экономическим условиям на первом плане обозначается еще одна задача социальной работы – поддержать социальное и духовное благополучие человека, что обусловливает необходимость разработки и применения новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты по социальной работе сегодня.

Социальная реабилитация является целостным процессом, выполнение которого направлено на реализацию важнейших и очень значимых функций. Функция социального развития, которая способствует определению нереализованных, либо скрытых возможностей индивида для дальнейшей оптимизации процессов его жизнедеятельности. Задача проекта удовлетворение человеком собственных желаний, потребностей и целей. В этой ситуации, человек получает то, чего он желал и к чему стремился (в области образования, карьеры, работы, семьи и прочих). Следует отметить, что данный паттерн выступает в качестве одного из самых действенных способов решения социальной проблемы человека, либо группы. В качестве характерной особенности психолого-педагогического метода выступает то, что такой подход активирует действия «отложенного эффекта». Практическое применение знаний полученных на семинарах подразумевает воздействие на структуру отношений в малой группе, на внутренний мир личности, совместно с его системой ценностей и мировоззрения. С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Мама наверняка весьма хороша во многих бытовых вопросах, но о помощи людям с ДЦП ее познания, как правило, весьма фрагментарны. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком. Социальная реабилитация представляет собой широкую и емкую задачу, включающую адаптацию и приспособление инвалидов, к себе, обществу и окружающей среде.

Болезнь, как и ее последствия, часто меняют жизненный стереотип, при этом условия социальной реабилитации в большей мере зависят от активности самого человека. Многие семьи в одиночку не готовы к воспитанию полноценной личности, включая адаптацию ребенка-инвалида к реальным условиям жизни. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости, зависят от семьи, не имеют навыков взаимодействия в социуме. Вряд ли кто не согласится с тезисом – образование ребенка это его фундамент для построения долгой и счастливой жизни. Тем острее стоит этот вопрос, если у ребенка диагноз ограничивающие его возможности. Бобат-терапия, Войта-терапия, Эрготерапия и т.д.- Все эти заумные термины, придуманные маркетологами от медицины, несомненно, дают положительный результат, но по существу за 6-10 дней в реабилитационном центре кардинально, ничего не способны изменить и рассчитаны на психологию родителей. Которые полагают чем мудреней термин, тем действенным должен быть. Это не всегда соответствует действительности. В течение 10 – 12 дней когда ребенок находится в реабилитационном центре сотрудники учреждения активно с ним занимаются, он учится, например, ходить с ходунками или самостоятельно застегивать куртку. А через год возвращается в таком состоянии, будто с ним никто и никогда не занимался. В Москве, например, многие дети проходят реабилитационные курсы раз в три месяца. По статистике это часто, и как не парадоксально часто травматично. Дети оторваны от привычного окружения, не общаются с друзьями и не ужинают с семьей, процесс социализации останавливается, при этом они начинают бояться незнакомых людей, которые раз за разом проводят с ними мучительные манипуляции. Самое парадоксальное, что задуманный специалистами реабилитационного центра положительный результат занятий, а для ребенка зачасто мучительный, зачастую стремится к нулю, а то и к отрицательным значениям, который имеет обратный эффект. Конечно, специалисты реабилитационного центра не обязаны иметь соответствующих компетенций, но именно родители должны стать главными реабилитологами для ребенка. Других кандидатов на эту роль просто не существует. Парадокс: казалось бы, ребенка с церебральным параличом постоянно окружают десятки специалистов — инструкторы ЛФК, физические терапевты, психологи, логопеды, неврологи. Но специалиста, который вел бы его постоянно, из года в год — нет. Ребенок ездит из одного реабилитационного центра в другой, каждый раз попадая в руки новой команды специалистов. А специалисты чаще всего не интересуются, чем ребенок занимался во время прошлой реабилитации, не ориентируются на его успехи, а сразу начинают все сначала. У ребенка приехавшего на реабилитацию может быть совсем небольшой ресурс, низкие работоспособность и темп, быстро возникающая усталость, сложности с пониманием ситуации, коммуникацией, мотивацией и т.д. Часто ДЦП сопровождается эпилепсией, и приходится прибегать к довольно сильным лекарствам, которые также влияют на общий уровень активности. Здесь много нюансов, и если эти вещи не учитываются, то в результате мы видим напуганного человека, которому вообще ничего не хочется и ничего не нужно. По мнению детских психологов реабилитация устроена так, что воспринимает ребенка как пассивный объект, который надо просто тянуть, гнуть, мять, тереть, учить совершать «правильные» движения. Но ведь ребенок делает усилия не для того, чтобы было «правильно», а для того, чтобы игрушка зазвенела, паровозик поехал.

Для ребенка любое движение это средства к достижению значимых и понятных ему целей. Когда нет ориентации на осмысленность, на практичность навыков, а есть подход: «Я работаю с твоей ногой/рукой/разрабатываю твой язык – не мешай мне, а больно – терпи!», у ребенка вырабатывается и закрепляется ощущение бессмысленности и абсолютной беспомощности, какими бы новыми заумными терминами не называли терапию. Каждый реабилитационный центр предложит множество методик, и да это лучше чем ничего, каждая терапия будет по своему уникальна и полезна. Но будет ли достигнута главная цель? Напрашивается вопрос – какой должна быть реабилитация что бы достигнуть поставленной цели? И вот мы подходим к главному. Какая бы методика не применялась главное условие для успешной реабилитации это долгосрочность. Или говоря проще для успешной реабилитации с ребенком нужно заниматься все то время, когда он не спит. Потому как, даже один пропущенный день занятий с ребенком, уже делает его аутсайдером, в сравнении со сверстниками, не отягощенные подобным недугом. А теперь давайте оценим эффективность 2 -3 реабилитаций в год. Та положительная динамика которая, возможно наблюдалась сразу после прохождения курса, сводится на нет по истечении уже 2-3 недель, если с ребенком не заниматься. Учитывая все вышесказанное тут есть еще одна проблема: церебральный паралич – это следствие нарушений в центральной нервной системе, это первое что нужно учитывать при реабилитации, как самим родителям, так и специалистам. Большая ошибка, которые допускают большинство родителей, рассматривать и применять социальную, психологическую, медицинскую реабилитацию по отдельности.

Это равносильно пытаться воспитать всесторонне развитую личность преподавая ему только математику или только физкультуру или только литературу. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие и анализ информации, обработка, запоминание и хранение, обмен информацией, построение и осуществление программы действий. Когнитивные нарушения, которыми диагностированы подавляющее большинство детей с ДЦП это нарушения работы коры головного мозга и отдельных нейронов. Что характеризуется не только снижением памяти, нарушением речи, и нарушениями опорно-двигательного аппарата, это еще и психические расстройства и предпосылка к развитию тяжелых неврологических заболеваний. Психосоматика («психо» — душа, «сома» — тело) — термин, который в широком смысле обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой. Иными словами, наше физическое состояние влияет на нашу психику: человек, который много лет страдает от нарушения опорно-двигательного аппарата, может чувствовать себя подавленно, потерянным и неуверенным в себе флегматиком, что априори накладывают отпечаток на качество его жизни. Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других.

Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит ли говорить о том, как важна роль специалиста о какой бы реабилитации не шла речь. Этот посыл пройдет красной нитью на всех запланированных семинарах. Люди с ОВ остро нуждаются в психологической реабилитации. Проект направлен на профилактику инвалидизации особых детей дошкольного и школьного возраста. Предполагается развитие и распространение модели комплексной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями, включая расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержку речевого и психоречевого развития и другие расстройства. Опыт проекта будет распространяться через семинары для специалистов, студентов, волонтеров, родителей и членов семей особых детей. Волонтеры и молодые специалисты получат не только теоретические знания на обучающих мероприятиях, но и практические навыки, участвуя в проведении групповых занятий. Будут также организованы консультации для специалистов НКО по организации работы с детьми, имеющими нарушения развития, и их семьями на современном качественном уровне. Цель проекта состоит в оздоровительном комплексе и достижении изменений на ментальном уровне, в нормализации комфортных взаимоотношений в семье, в повышении личностной самооценки, бытовой адаптации и социализации, во включении молодого поколения в общественно полезную деятельность общества, приобщение их к здоровому образу жизни, спорту и труду. В рамках семинара будет уделяться особое внимание правильной мотивация ребенка. Несчастье, обрушившееся на ребенка, безнадежность положения, недружелюбная внешняя среда может наложить тяжелый отпечаток на душевное состояние. Две вехи в жизни человека – когда он родился и когда понял зачем. Рано или поздно, эти вечные вопросы бытия задает себе каждый разумный человек. «Кто я и зачем я здесь»? Важно помочь ответить на эти сакральные вопросы ребенку. Сегодня дети, не отягощенные каким бы то ни было недугом, часто чувствуют свою неудовлетворенность собой, глядя на экраны своих гаджетов и глянец модных журналов, с которых на них смотрят «искусственные и совершенные звезды». Детская психика очень хрупка. Общеизвестный факт, что все значимые для нас патерны формируются в детском возрасте. В психологии это называется якорные установки. Если при попустительстве родителей, у ребенка сформировался комплекс неполноценности, без всякого сомнения, этот якорь ущербности будет держать человека и во взрослой жизни. Мудрые философы античной древности говорили; «Ваши мысли ваше пророчество». Вероятность пророчества «своего придуманного якоря» весьма высока и обретет физические формы во взрослой жизни. Это обстоятельство с большой долей вероятности обречет человека на мучительные нравственные и физические страдания. Нами руководят наши убеждения, наши убеждения создают нашу реальность, Ограничивающие убеждения создают ограниченные возможности. Человек есть продукт своих мыслей, а мысли как известно, стремятся к физическому воплощению. Самое важное – избавиться от синдрома заученной беспомощности. Никто кроме вас. Можно оставаться рабом собственных страхов, но совершенно очевидно, что ваши дети будут вам глубоко благодарны, за то что вы потрудились изменить это убеждение. Большинство в попытке избавить себя от ложных надежд, исключают себя от надежд вообще. Только непоколебимая вера в победу и несгибаемая воля побороть недуг способны достичь поставленной цели.

Реабилитация — продолжительный процесс. Для многих людей с ДЦП он может продолжаться всю жизнь. Порой родители в одиночку не готовы к тому, чтобы воспитывать полноценную личность, и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Многие принимают это как данность и остаются пассивными родителями. «Особый» ребенок ограничен в свободе и социальной значимости. У него есть высокая степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Основная задача родителей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями – максимально использовать все имеющие возможности, создать такое пространство, где каждый ребенок сможет получить полноценное образование и гуманистическое мировоззрение т.е. то, без чего не может состояться личность. Только полная отдача в борьбе с недугом может быть эффективна. Полумеры типа: прошли раз в год курс платной реабилитации здесь не работают. Круглый год 365 дней в году в любую погоду, все то время когда ребенок бодрствует – полная отдача как ребенка так и родителей. Никакие пассивные действия (массажи, катание на лошадках, или прием назначенных ноотропных препаратов) не имеют той же эффективности, что и активная, включённая в повседневную жизнь ребёнка реабилитация. Предполагается, что ноотропы способны улучшать когнитивные способности человека — его память, внимание, обучение, способность к принятию решений. А нейропротекторы — защищать клетки мозга от повреждений. Но их эффективность и безопасность не доказана. Современные Фармацевтические препараты – это результат синтеза сильнодействующих химических веществ, способных существенно повлиять на процессы, происходящие в организме человека. И даже если вам удалось справиться с отдельными симптомами с помощью синтетических препаратов, как правило это имеет краткосрочный эффект, и никто не даст гарантий, что его состав не повлиял отрицательно на другие процессы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Есть еще один важный аспект. Часто в погоне за улучшением здоровья ребенка другие его интересы не учитываются вовсе. Как правило, этим грешат родители, которые полагают, что об этом должно позаботиться государство и специальные учреждения. Они ищут инновационные методы и, конечно, находят — торговцев надеждой полным-полно. Причем вполне лицензированных: медцентры, которые за большие деньги в лучшем случае не делают ребенку хуже, чем есть, существуют абсолютно официально. А задача родителей особого ребенка — не тестировать на нем «инновационные» методы, лишая его таким образом детства, а прежде всего любить. Что бы достичь поставленной цели нужна принципиально другая парадигма, которая подразумевает вовлечение ребенка в каждый этап без исключения. Все мы знаем как не просто заставить ребенка сделать что то полезное, и совсем не реально, если ему это не интересно. Весь фокус в том, что бы любая поставленная родителями задача достигалась вовлечением ребенка в процесс. Как этого добиться? Каждый родитель при желании найдет множество способов, поддерживая, создавая границы безопасности и предоставляя определенные средства, дадут возможность ребенку действовать самому. Примером волевых и сильных личностей могут быть как сами родители, имеется виду не простые жизненные ситуации, так и герои сказок, былин, персонажи отечественной и зарубежной классической литературы, или реальные персонажи истории. Как Александр Македонский в детстве вдохновлялся рассказами «Илиады» Гомера. Александр получил отличное воспитание и образование: три года его наставлял выдающийся ученый и древнегреческий философ Аристотель, который сумел привить юноше интерес к познанию древнего мира и греческой культуре. Интересный факт: Его мать Олимпиада внушила Александру что он прямой потомок мифологических героев: по отцовской линии – Геракла, а по материнской – Ахилла (в героическом эпосе храбрейший из героев участник Троянской войны).

Замысел прозорливой царицы воплотился. Воины Александра искренно полагая, что их ведет небожитель завоевали пол мира. А скончался Александр в возрасте 33 лет от банальной малярии. Так и ребенок с ограниченными возможностями, вдохновленный подвигами античных героев, литературных персонажей или же своим прадедом взявший Берлин – будет сам повышать себе планку. Нельзя создать превосходное будущее на отрицательных ограничивающих убеждениях в настоящем. Как показывает практика люди, которые преодолевают такую немощь собственного неуправляемого тела, научившись жить и справляться с этим, становятся личностями волевыми и целеустремленными, для которых прочие жизненные трудности уже не препятствие. Стивен Хокинг, наш современник, Лауреат Нобелевской премии выдающийся физик теоретик изучал фундаментальные законы, которые управляют Вселенной, открыл феномен черных дыр и других явлений, доселе загадочных и необъяснимых. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и оставался в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорил. Байрон в детстве переболел полиомиелитом, последствием которого стало деформация правой стопы – косолапее. Что не помешало создать мировые шедевры литературы. Бетховен в расцвете сил полностью оглох, однако именно в эти годы он создал музыкальные шедевры обессмертившие его. Вдохновляющие примеры успеха позволят чувствовать личную сопричастность процессу. Это позволит людям с ОВ перейти из пассивной позиции на качественно новый уровень – созидателя, творца своей судьбы, активно планирующего собственный путь трудового и личностного развития. Важным блоком проекта станет трудоустройство людей с ограниченными возможностями. В среде работодателей нередко господствуют негативные стереотипы и убеждения о трудовых способностях молодых инвалидов. Об этом говорят отраслевые эксперты. У работодателя есть социальный стереотип, что такой работник не будет полезен, а у самого кандидата (а это нередко человек с врожденной инвалидностью) – неуверенность в себе, зацикленность на заболевании, страх потерять льготы, что свидетельствует о проблеме разобщённости усилий и неблагоприятной информационной среде вокруг проблематики инвалидов. И это связано с позициями трех связующих сторон – самих соискателей, работодателей и государства. Дело в том, что у работодателей в голове полно мифов, связанных с тем, какие проблемы у них появятся, если они возьмут на работу инвалида, а у соискателей – нередко наблюдается низкая мотивация к труду.

Есть много примеров, когда человек с инвалидностью – отличный работник, профессионал своего дела, но эти истории мало освещаются. Таким образом, неуверенность в себе и в своем профессиональном потенциале в совокупности с настороженностью работодателя, информационным вакуумом и слабой доступностью к современным обучающим программам, для молодого человека с инвалидностью нередко становятся большой преградой на пути к сравнительно обеспеченной и полной жизни. Тогда как на рынке труда существуют ниши и направления, где труд людей с ограниченными возможностями, получивших соответствующую подготовку в области цифровых технологий, будет весьма востребован. Проектом предлагается системный подход в смягчении и разрешении вышеописанных проблем посредством обсуждения проблемы, направленных на развитие востребованных профессиональных компетенций и всесторонней социальной адаптации молодых инвалидов. Нужно менять отношение людей к проблеме. Задача проекта сформировать коммуникативные навыки, мотивацию, навыки, необходимые для прохождения собеседования, трудоустройства, дальнейшего закрепления на рабочем месте. Также предполагается привлечение внимания работодателей-партнеров к сильным сторонам целевой аудитории. Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам. У инвалидов развивается синдром социальной заученной беспомощности, в результате которой человек становится зависим от своей болезни, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса. В следствие такого поведенческого стереотипа инвалиды теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, возникают психологические проблемы при зачастую сохранном интеллекте и высоком когнитивном потенциале. Молодые люди нередко не рассматривают современные профессии как подходящие для освоения, так как не уверены в собственных силах и готовности работодателя трудоустроить их. В то же время, даже мотивированные молодые люди не имеют возможности пройти обучение наиболее востребованным навыкам и профессий, например в цифровой сфере, так как в большинстве случаев обучающие курсы являются платными и не адаптированы под нужды лиц с ОВ. Эксперты уверены: именно молодежь, имеющая инвалидность – самая незащищенная категория специалистов на рынке труда.

При рассмотрении данной программы можно выделить, что социальная терапия выступает в качестве универсального средства для решения социальных проблем широкой модальности, поскольку предполагает применение и комплексное использование всех представленных методов. Вместе с этим, в качестве основной цели социально-терапевтической помощи выступает разрешение ряда проблем, затрудняющих процессы личностного и социального взаимодействия личности. В Российской Федерации принята Концепция развития добровольчества (волонтерства). Добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. В рамках проекта планируется привлечение студентов и других групп населения с активной гражданской и социальной позицией для привлечения к проблеме социальной реабилитации. Волонтеры движущая сила проекта, потенциал которых нельзя недооценивать. Участие студентов в добровольческих и благотворительных практиках служит результативным способом развития общественных инициатив и гражданственности. Добровольчество и благотворительность выступают институтами воспитания общественной и гражданской активности молодежи, способами повышения социальной ответственности граждан, развития личности. Для успешной реализации проекта будут вовлечены студенты классических, медицинских, педагогических, гуманитарных и социальных ВУЗов, которые получат возможность пройти стажировку. Самых активных будем поощрять рекомендательными письмами, благодарностями, что будет имеет весомое преимущество при дальнейшем трудоустройстве по окончанию ВУЗа. Не останется без внимания и экономическая сторона вопроса.

При средней цене за 2-3 курса реабилитации 500т.р. в год имеет ли среднестатистическая семья, не говоря о матерях одиночках, такие финансовые возможности – ответ очевиден. Резюмируя все вышесказанное, все абсолютно программы платной реабилитации, как бы они не назывались. в любых реабилитационных центрах и учреждениях, будут полезны для ребенка, это лучше чем нечего, но поставленной цели полностью избавиться от недуга они не достигнут. А существует ли такая программа реабилитации которая позволит по достижению совершеннолетия ребенка стать здоровым и полноценным членом общества. Ответ – ДА. Здесь нужно уточница – это не теоретические умозрения, это результат анализа специалистов реабилитологов мирового уровня, успешных молодых людей и их родителей, которые волевым и ясным намерениями, с помощью специалистов реабилитологов, шли к поставленной цели и достигли ее. На семинарах широко и подробно будут освещаться подобные примеры.

ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА

  • Развитие партнёрства заинтересованных НКО, государственных и частных организаций в сфере социальной и трудовой интеграции инвалидов в общество.
  • Повышение образовательного и культурного уровня, как молодых людей и лиц среднего, так и пожилого возраста, создание условий для духовного, интеллектуального развития личности.
  • Раскрытия профессионального и творческого потенциала.
  • Создание благоприятного информационного пространства для формирования публичной дискуссии вокруг рассматриваемой тематики.
  • Расширение доступности комплекса услуг психологической, консультативно-образовательной и социальной помощи для социально незащищенных семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Повысить родительские педагогические компетенции и включить родителей в процессы развития ребенка.
  • Создание благоприятного социального и духовного пространства, способствующего разрешению трудных жизненных ситуаций у родителей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, их дальнейшей социализации. Проект направлен на профессиональную паллиативную помощь, включает в себя социальную, психологическую и духовную поддержку.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • Повышение доступности социального обслуживания населения.
  • Сохранение и улучшение качества жизни людей с инвалидностью и их семей посредством расширения доступа к образованию, возможностей социального и профессионального самоопределения, трудоустройства, бесплатной юридической помощи и ведения независимого и активного образа жизни.
  • В реабилитации, и социальной интеграции, психологической, информационной поддержки, нормализации психоэмоционального статуса, повышении личностной самооценки, развитии самоконтроля, мотивации к здоровому образу жизни, занятиям спортом, творчеством.
  • Продление физического и творческого долголетия человека путем устранения эмоционального выгорания. Создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения.
  • Реализация комплексной программы по пропаганде и продвижению ЗОЖ и реабилитационных практик через широкое информирование.

ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенной государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" являются:

  • повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
  • модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
  • обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
  • развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Образовательные, просветительские мероприятия проекта, семинары, позволят участникам проекта, раскрыть весь свой потенциал. Воздействие на деятельность в адаптивном механизме предусматривает помощь человеку в овладении умениями по выполнению конкретных действий, которые позволяют создавать вокруг себя новые элементы среды, играющие значимую роль во всем адаптационном процессе. Воздействие на общение заключается в изменении коммуникативного пространства (появление новых партнеров, обновление тематики общения) и выработке коммуникативных способностей. Т.е. любые действия индивида, которые позволят ему обновлять каналы коммуникации. Воздействие на самосознание – самый сложный процесс, включающий в себя у работу индивида над собой и деятельность социального окружения этого индивида. Новое социальное самосознание включает осмысление своей социальной роли и связано с выработкой самостоятельной жизненной позицией индивида. Государство предлагает меры материальной поддержки малообеспеченным семьям как одну из методик противодействия расширению бедности в нашей стране. Данная практика распространена во многих странах, однако, по мнению многих экспертов, подобные меры позволяют лишь временно повысить уровень потребления в семье. В целом, они слабо затрагивают сам механизм роста социальной адаптации семьи и не стимулируют развитие адаптивного потенциала семьи.

Во многих случаях материальная поддержка семье приводит к росту иждивенчества, особенно в асоциальных семьях. Разрешение данной проблемы будет не только свидетельствовать о повышении его навыков коммуникации, но также и о формировании у него представлений о самодостаточности. Специфика социальной реабилитации заключается в ее особенности подвергаться различным факторам: традициям и обычаям страны, социальной политики и законодательной базы государства, развитию общественного сознания и т.д. Среди всех этих факторов важную роль играет определенная система ценностей, разделяемая представителями социума, который составляет основу общества. Ценность – личная и социально-культурная значимость объектов и явлений окружающей реальности для человека и общества. Такой объект или явление включается в аксиологическую основу миропонимания современного человек. Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, связанная с жизненно важными интересами человека. Мотивация активности социальных субъектов во все времена выражалась в стремлении к социальному благополучию. "Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, старикам, неимущим и обездоленным». (Гораций, 65г. до н.э.) Социальное благополучие основано на использовании духовных и материальных ресурсов цивилизации. Сущность социального благополучия менялась на протяжении развития истории.

Социальное благополучие зависит от потребительских стандартов общества, уровня материальных благ, этических и религиозных норм и т.д. Современное понятие социального благополучия включает в себя также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу творчества и др. Социальное благополучие представляет собой интегральный показатель функционирования социальной сферы, отражение качества жизни населения, а так же индикатор социальной безопасности общественной системы.

Социальная защищённость в отдельности каждого индивида – уверенность в действии социальных инструментов, помогающих избежать тяжелого положение (нищета, голод, болезнь и др.), которая гарантирует поддержку в случае невозможности обеспечения себя и своей семьи (содействие при потере работы, помощь в старости, при инвалидности и т.д.) Забота о социальном благополучии семьи – это предмет ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Отсутствие чувства социальной защищенности у индивида сказывается на состоянии социальной стабильности населения. Однако пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи не во всех случаях могут справиться со всеми социальными проблемами самостоятельно. Социальная защищенность подразумевает существование нормативных гарантий реализации социальных прав. Состояние защищенности населения связано с чувством социальной защищенности у человека, но даже, если все перечисленные структурные элементы соблюдены, это не дает гарантии, что у отдельного человека автоматически выработается чувство социальной защищенности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (качественные результаты)

Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан. К ним относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения (инвалиды, ветераны, семьи с детьми, дети в трудной жизненной ситуации, граждане старшего поколения и др). К ним относятся:

  • Психологическая адаптация – принятие человеком новых условий жизнедеятельности, а так же осознание положительных моментов в изменившейся среде;
  • Физиологическая адаптация – приспособление организма к новым физическим нагрузкам и ритму жизни;
  • Социальная адаптация. Здесь она не повторяет форму технологии, а является общим компонентом адаптационного процесса.

Социальный аспект адаптации направлен на использование потенциала социальной среды, что включает в себя использование коммуникативных связей, бытового устройства и т.д. При применении этой технологии используется весь комплекс внешней среды для достижения функционирования индивида в системе социальных связей и отношений. Важная роль в данном процессе отводится человеку с ОВ, его готовности стремлении меняться, выбрать новые ценностные ориентиры. Таким образом, социальная адаптация использует за основу субъективные и объективные факторы жизнедеятельности человека. В процессе социальной адаптации инвалиды овладевают новыми социальными и трудовыми навыками.

2019 год

0
Благодаря вашей помощи, мы собрали

Благодарим за помощь

0
Жертвователей
0
Волонтеров.

От физических лиц: 2185000 ₽
От юридических лиц: 405000 ₽

Отчет о расходах за​ 2019​ год:
Было потрачено на курсы реабилитации: 943000 ₽
Программа помощи больным детям: 421000 ₽
Программа срочной помощи: 225000 ₽
Программа помощи нуждающимся людям:167000 ₽
Программа помощи медицинским учреждениям: 51000 ₽
Программа помощи инвалидам: 416000 ₽
Расходы фонда: 367000 ₽

2018 год

0
Благодаря вашей помощи, мы собрали

Благодарим за помощь

0
Жертвователей
0
Волонтеров.
От физических лиц: 486000 ₽ От Юридических лиц: 68000 ₽ Отчет о расходах за 2018 год: Было потрачено на курсы реабилитации: 187000 ₽ Программа помощи больным детям: 73000 ₽ Программа срочной помощи: 41000 ₽ Программа помощи нуждающимся людям: 85000 ₽ Программа помощи медицинским учреждениям: 7000 ₽ Программа помощи инвалидам: 65000 ₽ Расходы фонда: 96000 ₽